ЧАСТЬ 4. ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ - Закон пензенской области об инвестиционной стратегии пензенской области

^ ЧАСТЬ 4. ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ


Глава 11. УЛУЧШЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕЙТИНГЕ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ


Ключевой позитивной чертой инвестиционного климата Пензенской области является его стабильность, которая формирует предсказуемые условия деятельности инвесторов на территории Пензенской области и, в целом, является существенным фактором снижения инвестиционного риска.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 22.02.2007 N 1215-ЗПО)

В целях повышения инвестиционной привлекательности представители власти, бизнес-сообщества и другие заинтересованные лица области предпримут целенаправленные усилия по дальнейшему снижению инвестиционного риска и повышению инвестиционного потенциала.

Эти усилия должны заключаться в следующем:

- Повышение финансовой эффективности действующих предприятий и привлечение наиболее высокопроизводительных и технически передовых предприятий в Пензенскую область.

- Стимулирование повышения темпов роста реальных доходов населения за счет постепенного повышения заработной платы, пенсий, пособий и иных социальных выплат; развития малого, семейного бизнеса и других форм вторичной занятости; создания конкурентной среды в сфере розничной торговли и оказания услуг населению.

- Стимулирование процесса технического перевооружения производства, обновления и выбытия основных фондов. Более активно привлекать инвесторов не только на существующие производства, но и в создание принципиально новых предприятий на свободных площадках.

- Развитие системы страхования в области, стимулирование (в том числе при участии Правительства Пензенской области) создания региональных страховых компаний.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 12.09.2006 N 1093-ЗПО)

- Стимулирование капитальных вложений в науку и научное обслуживание.

- Экспертные опросы показали, что решение перечисленных проблем и принятие властями области комплекса мер в рекомендованных направлениях инвестиционного развития позволит существенно снизить инвестиционный риск и повысить инвестиционный потенциал Пензенской области. В этом случае Пензенская область имеет перспективы в 2006 - 2007 годах войти в число первых 30 наименее рисковых регионов.


^ Глава 12. СОЗДАНИЕ ПРОГРЕССИВНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Главной задачей совершенствования нормативно-правовой базы Пензенской области является создание полной, последовательной и непротиворечивой системы законодательного комплекса, формирующего систему привлечения и стимулирования инвестиций. При этом должны быть соблюдены следующие принципы:

- недопущение ухудшения условий для инвесторов;

- защита прав собственности и улучшение взаимодействий с корпоративным менеджментом;

- использование прогрессивного инструментария воздействия государства на частный бизнес.

Предоставление на законодательном уровне имущественных и иных правовых гарантий инвесторам является одним из факторов увеличения притока инвестиций в регион .


--------------------------------

- Под правовыми гарантиями подразумевается приоритетность оговоренных в инвестиционном договоре условий инвестирования по отношению к последующим принятым на территории Пензенской области нормативно-правовым актам, под имущественными - возмещение инвесторам упущенной выгоды, вызванной неправомерными действиями или бездействием органов государственной власти.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 22.02.2007 N 1215-ЗПО)


Помимо форм государственной поддержки инвестиционной деятельности значительное влияние на уровень инвестиционной привлекательности региона будут оказывать налоговые льготы, предоставляемые субъектам инвестирования. Правительство Пензенской области готово освободить субъектов инвестирования от всех налогов в пределах полномочий региональных органов власти.

Таким образом, первоочередными мероприятиями по совершенствованию инвестиционного законодательства должны стать принятие и изменение следующих законов.


Принятие закона "О льготном налогообложении".

Закон должен определять порядок и условия предоставления льгот в пределах полномочий региональных органов власти. Законом должна быть определена минимальная сумма инвестиций, при которой субъект инвестирования подлежит полному освобождению от налогов в пределах полномочий региональных органов власти.

При этом льготное налогообложение должно осуществляться при условии обязательного ведения отдельного бухгалтерского учета операций, осуществляемых при реализации приоритетных инвестиционных проектов.

Принципиально важным должно стать положение о налоговом стимулировании организаций до полной окупаемости вложенных средств.


Дополнение Закона Пензенской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области" новой главой "О государственном долге Пензенской области".

Законом должны быть отрегулированы отношения по управлению и обслуживанию регионального государственного долга, который представляет собой совокупность долговых обязательств региона в валюте Российской Федерации и иностранной валюте перед российскими и иностранными кредиторами и обеспечивается всеми активами, которыми распоряжаются региональные органы власти.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 12.09.2006 N 1093-ЗПО)

Такой закон должен закрепить формы, состав областного долга, принцип и порядок управления, контроля за его состоянием, порядок обслуживания, сроки погашения долговых обязательств, их предельные размеры и право области на осуществление заимствований. При этом должны быть отдельно определены виды обязательств в форме ссуд, кредитов, гарантий области, организация управления долгом.

Принципиально важной является норма о том, что предельные объемы вновь принимаемых долговых обязательств на очередной финансовый год утверждаются в региональном законе о бюджете на очередной финансовый год.

Одним из способов обеспечения обязательств, в силу которого субъект Российской Федерации в лице своего исполнительного органа власти дает письменное обязательство отвечать за исполнение третьего лица, является государственная гарантия, верхний предел которой устанавливается в региональном законе о бюджете на очередной финансовый год.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 22.02.2007 N 1215-ЗПО)

Одним из важнейших шагов в развитии инвестиционной направленности экономики регионов начинает становиться развитие рынка субфедеральных ценных бумаг. Закон должен обеспечить стимулы к развитию инвестиционной направленности формируемого рынка областных и муниципальных ценных бумаг как наиболее эффективного инструмента привлечения финансовых ресурсов.


Принятие на законодательном уровне программы развития регионального сотрудничества Пензенской области с другими субъектами Федерации и странами СНГ.

Пензенская область как субъект Российской Федерации имеет право на установление и регулирование отношений с регионами России и странами СНГ в заключении договоров (соглашений). В этом случае могут быть разработаны приоритетные направления сотрудничества на основе федеральных и субфедеральных интересов Пензенской области, а также учтены многочисленные соглашения о сотрудничестве с другими регионами Российской Федерации.

Среди приоритетных направлений для межрегионального и международного сотрудничества можно отметить сотрудничество в сфере инвестиционных проектов по привлечению сырьевых ресурсов регионов России для производственного комплекса области, привлечение совместно с другими регионами инвестиций для реализации корпоративных инвестиционных проектов на территории Российской Федерации, привлечение инвесторов для развития инфраструктуры сервисных услуг, продвижения товаров и услуг Пензенской области в другие регионы и государства, создание финансовых механизмов и технологий межрегионального и международного сотрудничества, открытие торговых домов как способ обеспечить устойчивый сбыт продукции пензенских предприятий и т.п.


--------------------------------

- По типу торговых домов в Казахстане и Киргизии.


Абзац утратил силу. - Закон Пензенской обл. от 12.09.2006 N 1093-ЗПО.

Создание системы микрокредитования упростит доступ малых предприятий к кредитным ресурсам, решит вопрос обеспечения заемных средств.

Реализация нового механизма кредитования малого бизнеса должна быть проведена через такую действующую институциональную структуру, как государственный фонд поддержки малого предпринимательства. При этом в качестве обеспечения возвратности кредита могут быть предоставлены такие виды обеспечения исполнения обязательства, как залог, поручительство, банковская гарантия. В случае отсутствия у малого предприятия имущества, необходимого для залога, возможно кредитование под сопоручительство двух и более лиц (под солидарную ответственность поручителей и заемщика). Размер платы за пользование кредитными средствами должен зависеть от размера и срока кредита, представленного обеспечения, направления использования кредита и устанавливаться Правлением фонда поддержки малого предпринимательства.

Кроме того, необходимо сформировать систему управления, обеспечивающую скоординированную работу всех звеньев кредитно-гарантийной схемы, что в итоге должно обеспечить эффективное функционирование системы гарантийных механизмов поддержки малого предпринимательства. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:

- постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;

- ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования; развитие схем кредитования малых предприятий с обеспечением кредитов личными средствами учредителей этих предприятий, а также гарантиями фондов поддержки предпринимательства, крупных предприятий, заинтересованных в кооперационных связях с новыми малыми предприятиями;

- использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малого предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры.


Принятие закона "О дополнительных мерах поддержки лизинга".

В областном законе о лизинге должны быть определены все участники лизинговой схемы, а также проработаны правовые вопросы, связанные с правом изъятия оборудования в случае невыполнения условий контракта лизингополучателем.


Принятие закона "О дополнительных мерах поддержки венчурных инвестиций".

Для активизации инновационной деятельности необходимо привлечение венчурного капитала, способствующего развитию малых и средних технологических предприятий. В законе необходимо прописать создание и условия для быстрого развития инновационной инфраструктуры, в качестве основного звена которой должно стать создание бизнес-инкубаторов.

Необходимо разработать порядок создания и функционирования таких центров, механизмов привлечения средств для предоставления им поддержки, особенно в части использования государственных ресурсов. Важной мерой должна стать норма о предоставлении предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, в течение 2 - 3 лет льготного режима развития по аренде помещений и оборудования, коммунальным платежам.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 12.09.2006 N 1093-ЗПО)

Создание венчурных фондов с прямым долевым государственным участием позволит снизить риски частных инвесторов, входящих в эти фонды, сыграть роль катализатора и агитатора в привлечении частных средств. Такая форма государственного содействия на начальной стадии становления венчурной индустрии показала свою эффективность практически во всех странах. В задачи венчурного фонда могут входить управление государственной долей средств в венчурных фондах, проведение конкурсов по отбору управляющих компаний, претендующих на привлечение государственных средств наравне с частными инвестициями во вновь создаваемые венчурные фонды, и контроль за использованием государственных средств через участие в принятии решений по инвестициям.

В законе должны быть даны четкие определения понятий венчурного капитала, порядок организации и формирования венчурного фонда, права и обязанности управляющей компании венчурного фонда, система выхода венчурного капитала из предприятий.


Развитие законодательства, связанного с развитием рынка земли и других объектов недвижимости.

Нормативно-правовая база должна способствовать формированию эффективных пользователей земель и созданию условий для привлечения инвестиций в экономику Пензенской области. При этом в законах должно быть отражено положение о вовлечении в оборот земель, не используемых или не эффективно используемых их собственниками.

В закон должен быть прописан механизм, позволяющий получать максимальный эффект, прежде всего бюджетный, от использования земель и других объектов недвижимости. При этом должны быть определены порядок ценообразования на земельные участки, нормативы участков, передаваемых в соответствии с целевым назначением под существующие объекты, правила и принципы выявления и последующего перераспределения неиспользуемых земель.


Изменение Закона Пензенской области "О залоговом фонде Пензенской области".

Необходимо развитие нормы об использовании имущественных объектов и прав на них, входящих в состав залогового фонда в качестве залогового обеспечения государственных гарантий области. Целесообразно расширить эту норму за счет новой целевой статьи о государственных (областных) гарантиях, предоставляемых за счет объектов залогового фонда. При этом при получении государственных (областных) гарантий для реализации инвестиционных проектов заявителем может быть выставлено встречное обеспечение исполнения обязательства на условиях, предусмотренных договором между Правительством Пензенской области и заявителем.

Органы государственной власти Пензенской области могут путем внесения изменений в данный закон усовершенствовать порядок создания, формирования и использования залогового фонда области на основе предоставления гарантий органов исполнительной власти (с использованием залогового фонда), прежде всего субъектам малого предпринимательства для получения банковского кредита на финансирование инвестиционных проектов. Финансовые средства на эти цели могут быть запланированы в Программе по развитию малого предпринимательства под обеспечение залогом, состоящим из объектов региональной собственности.


^ Глава 13. АГЕНТСТВО ИНВЕСТИЦИЙ И РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


(в ред. Закона Пензенской обл. от 03.12.2004 N 699-ЗПО)


13.1 Предпосылки реформирования региональной системы

обеспечения инвестиционных процессов


В Пензенской области существует опыт создания и функционирования специализированных структур, занимающихся инвестиционной деятельностью, однако практика деятельности агентств, союзов, советов не привела к ожидаемым результатам - повышению инвестиционной привлекательности региона и увеличению притока инвестиций, поскольку деятельность этих организаций была направлена на решение локальных задач.

Проведенное исследование системы управления инвестиционным процессом позволяет определить два альтернативных пути развития:

Первый путь - развитие существующей системы управления посредством создания дополнительных штатных единиц в департаментах Правительства и увеличения затрат на подготовку специалистов инвестиционной сферы. При таком формате развития могут возникнуть неоправданные затраты на подготовку специалистов (текучесть кадров), а также - как следствие увеличения численности сотрудников - отсутствие концентрированной ответственности в вопросах повышения инвестиционной привлекательности и привлечения инвестиций.

Наиболее оптимальным путем достижения цели инвестиционного развития региона является привлечение для этого специализированной организации. Вариант конкурсной "закупки для государственных нужд" услуг по привлечению и размещению инвестиций позволит освободить государственный аппарат от не свойственных ему функций, сократить затраты на подготовку специалистов. Наиболее существенным преимуществом при данном варианте инвестиционного развития является индивидуализация ответственности при решении задач увеличения притока инвестиций в регион.

При указанном пути развития одним из звеньев инвестиционной инфраструктуры области должно являться Агентство инвестиций и развития Пензенской области - специализированная организация, получающая статус таковой на конкурсной основе и оказывающая Правительству Пензенской области в рамках Государственного контракта услуги по привлечению инвестиций в экономику Пензенской области, повышению инвестиционной привлекательности региона, сопровождению инвестиционных проектов.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 12.09.2006 N 1093-ЗПО)

Оптимизация региональной системы управления инвестиционным процессом создаст дополнительные преимущества региону в рамках формирования позитивного прогрессивного инвестиционного имиджа.


Глава 14. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

^ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ


В настоящее время Пензенская область представляет потенциальным инвесторам более 120 инвестиционных проектов, которые требуют инвентаризации и систематизации в соответствии со стратегическими инвестиционными приоритетами.

За предварительную оценку предлагаемых проектов, ведение и ежегодное обновление Каталога инвестиционных проектов отвечает специализированная организация, получающая на конкурсной основе статус Агентства инвестиций и развития Пензенской области. Каталог ведется в следующих форматах:

(в ред. Закона Пензенской обл. от 03.12.2004 N 699-ЗПО)

- в формате постоянно обновляемой on-line интернет-базы с поисковой системой на сайте Агентства инвестиций и развития Пензенской области;

(в ред. Закона Пензенской обл. от 03.12.2004 N 699-ЗПО)

- в формате периодически издаваемого бумажного справочника-буклета паспортов инвестиционных проектов и бизнес-предложений;

(в ред. Закона Пензенской обл. от 03.12.2004 N 699-ЗПО)

- в формате внутренней рабочей электронной базы данных инвестиционных проектов и бизнес-предложений Агентства инвестиций и развития Пензенской области;

(в ред. Закона Пензенской обл. от 03.12.2004 N 699-ЗПО)

- в формате постоянно обновляемой on-line интернет-базы с поисковой системой на сайте Пензенского агентства инвестиций и развития;

- в формате периодически издаваемого бумажного справочника-буклета паспортов инвестиционных проектов и бизнес-предложений;

- в формате внутренней рабочей электронной базы данных инвестиционных проектов и бизнес-предложений Пензенского агентства инвестиций и развития.


14.1. Подготовка базы данных возможных инициаторов

проектов


Инициатива по включению тех или иных проектов в Каталог может исходить от органов федеральной, областной и муниципальной власти, от собственников или руководителей предприятий и организаций.

Рабочая группа Агентство инвестиций и развития Пензенской области планирует и проводит систематическую работу среди представителей местного бизнес-сообщества с целью получения информации о перспективных проектах на территории региона.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 03.12.2004 N 699-ЗПО)

Помимо систематизации и предварительной оценки проектов, поступающих в Агентство инвестиций и развития Пензенской области от заинтересованных лиц, Агентство инвестиций и развития Пензенской области инициирует процесс активного поиска для включения в каталог перспективных проектов. Для этого на основе приоритетных направлений развития, определенных в Инвестиционной стратегии, аналитическая группа Агентство инвестиций и развития Пензенской области:

(в ред. Закона Пензенской обл. от 03.12.2004 N 699-ЗПО)

- готовит перечень компаний, которые соответствуют определенным в стратегии направлениям;

- собирает паспортную информацию по данным компаниям.

На основе сформированной базы данных аналитическая группа Агентство инвестиций и развития Пензенской области регулярно осуществляет поиск информационных поводов и проведение целевых маркетинговых исследований с целью обращения к компаниям региона с предложением формализации возможных проектов.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 03.12.2004 N 699-ЗПО)


14.2. Основные этапы работы по формированию и

систематизации каталога проектов


Полученная информация о проектах заносится в электронную базу данных инвестиционных проектов и бизнес-предложений Агентства инвестиций и развития Пензенской области в едином утвержденном формате (см. Приложение 1. Паспорт инвестиционного проекта).

(в ред. Законов Пензенской обл. от 03.12.2004 N 699-ЗПО)

Консультанты Агентство инвестиций и развития Пензенской области проводят предварительную экспертизу проектов и организуют необходимые интервью с инициаторами/заинтересованными лицами предлагаемых проектов с целью уточнения имеющейся и получения недостающей информации. Методика и критерии предварительной оценки инвестиционных проектов разрабатываются экспертной группой Агентство инвестиций и развития Пензенской области, согласуются с Правительством Пензенской области и публикуются в специализированных изданиях.

(в ред. Законов Пензенской обл. от 03.12.2004 N 699-ЗПО, от 12.09.2006 N 1093-ЗПО)

На основании результатов обсуждения уточняющих интервью на заседании рабочей группы Агентство инвестиций и развития Пензенской области принимается решение о включении предлагаемого проекта в каталог.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 03.12.2004 N 699-ЗПО)

Вторым этапом является классификация перспективных проектов по группам, в зависимости от предполагаемого источника финансирования.

Определение возможного инвестора, предлагаемого к реализации проекта, носит предварительный характер и означает, что данный проект входит в рамки интересов обозначенных финансовых институтов и тех программ, по которым они работают.

Проекты классифицируются по следующим группам:

- претендующие на включение в федеральные комплексные целевые программы (инвестирование из федерального бюджета);

- претендующие на включение в областную инвестиционную программу (инвестирование из областного бюджета);

- проекты, предлагаемые для финансирования западным институциональным инвесторам;

- проекты, предлагаемые для финансирования частным инвесторам.

Абзац исключен. - Закон Пензенской обл. от 03.12.2004 N 699-ЗПО.


14.3. Формат описания инвестиционных проектов в

соответствии с требованиями потенциальных инвесторов


В отношении компаний/программ, которые в соответствии с предварительной оценкой могут получить быстрое финансирование, необходимо инициировать процесс подготовки более детального описания проектов - информационных меморандумов.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 03.12.2004 N 699-ЗПО)

Источник финансирования работ по подготовке документов зависит от характера предполагаемых к реализации проектов.

Информационные меморандумы должны соответствовать требованиям потенциальных инвесторов.

Структура информационного меморандума может меняться в зависимости от характера проекта, но он должен оставаться кратким (не более 30 страниц) и содержать следующие разделы:

- Краткое обобщение.

Позволяет инвестору быстро оценить основные параметры проекта, которые более подробно освещаются в других разделах документа.

- Продукт/услуга.

Инвесторы всегда рассматривают продукт/услугу с точки зрения покупателя. Нет покупателей - нет прибыли. Необходимо ответить на два вопроса: будет ли спрос на предлагаемый продукт/услугу и почему его купят у данной, а не у другой компании?

В данном разделе не нужно представлять излишнюю техническую информацию. Если идея проекта понравится инвесторам, то они проведут независимую техническую экспертизу.

- Менеджмент.

Многие западные инвесторы инвестируют в менеджмент, а не в идеи. Необходимо показать, что менеджмент компании-заявителя успешно работает вместе как команда, каждый член команды имеет соответствующее образование и опыт работы.

- Рынок и маркетинговый план.

Необходимо описать результаты маркетинговых исследований и рассказать о стратегии предприятия, представив информацию по уровню спроса, целевому рынку и конкурентах, ценовой стратегии предприятия, плану продвижения товара до потребителя, рекламной политике.

- Структура управления.

Структура управления представляется в виде диаграммы с кратким описанием функций каждого отдела. Инвесторам важно увидеть, что предложенная система гибка и позволит быстро и эффективно принимать решения.

- План реализации проекта.

Необходимо представить план реализации каждого этапа проекта. Таблица с описанием процессов и их временных затрат является удобным способом представления информации.

- Финансовый анализ.

Недостаточно ограничиться представлением только расчетов предполагаемых расходов. Инвесторам важно представить финансовую модель компании и прогнозные расчеты потока наличности. Необходимо показать предполагаемые денежные поступления от реализации проекта и расходы на каждом этапе. Прогнозные расчеты должны подтвердить все предположения, сделанные в предыдущих разделах документа.

- Риски.

Важно показать инвестору, что предприятие - инициатор проекта может управлять основными рисками. Необходимо представить предварительные оценки рисков в форме 3-х сценариев: "базовый" (наиболее вероятный сценарий), "лучший сценарий" и "худший сценарий" и дать подробное описание "базового сценария".



4555664436346122.html
4555809634199509.html
4555841512164360.html
4555873993039851.html
4555912960714150.html