Использование метода групповой дискуссии в работе с семьей - Всборнике представлены материалы третьей окружной научно-практической...


^ Использование метода групповой дискуссии в работе с семьей


Крестиничева К.А., педагог-психолог ГОУ СОШ № 931


Семья – это малая группа, в которой складываются условия для физического, психического и интеллектуального развития каждого члена.

Семья в современных условиях жизни все чаще сталкивается с трудностями, что накладывает отпечаток на ее развитие: меняется психологический климат, возникает эмоциональная неудовлетворенность, эмоциональная дистанция и т.д. Ребенок в такой семье испытывает дискомфорт, стресс, часто пренебрежение со стороны взрослых, ощущает отсутствие любви и заботы о нем. Все это сказывается на его здоровье. Нередко такие дети попадают в «группу риска». В связи с этим необходима помощь семье педагога-психолога в целях профилактики и коррекции данных состояний, а также для сохранения и укрепления психологического здоровья ребенка.

Данная проблема является актуальной для нашей школы. По данным мониторинга на начало 2009-2010 учебного года мы имеем 37% неполных семей, 16% многодетных семей, 34% семей «группы риска». В ходе анкетирования выяснилось, что большинство родителей не имеют возможности регулярно посещать групповые встречи, 21% из них не готовы посещать занятия совместно с ребенком. Родители из семей «группы риска» отрицают существование проблем, поэтому, на данный момент, в нашей школе в работе с родителями сложилось 2 направления работы: 1) работа с родителями; 2) работа с учащимися.

В работе с родителями, исходя из этих особенностей, мы применяем метод групповой дискуссии.

Дискуссия – эффективный способ активизации группы для решения многих задач, достижения результатов.

^ Преимущества метода: помогает организовать совместную деятельность группы с целью принятия решения, а также это метод обучения, так как за счет активного включения в коллективную работу, активизацию знаний и положительного жизненного опыта происходит повышение эффективности восприятия и запоминания информации.

^ Различают 3 вида дискуссии:

  1. Интеракционная дискуссия (анализ особенностей межличностного взаимодействия в группе).

  2. Биографическая дискуссия (обсуждение истории из жизни конкретного человека, отдельных эпизодов и событий его биографии, его проблем).

  3. Тематическая дискуссия (концентрация внимания на какой-то актуальной теме).

В своей работе мы используем тематическую дискуссию.

Примерный план подготовки групповой дискуссии:

  1. Определение цели и темы дискуссии (ввод в ситуацию, постановка вопроса обсуждения).

  2. Сбор информации (знаний, суждений, мнений и т.д.).

  3. Сбор альтернатив.

  4. Подведение итогов.

Подготовка и проведение групповой дискуссии: возможна в классе на родительском собрании, количество человек желательно до 15 для активной работы каждого, также использование доски.

^ Пример проведения групповой дискуссии

В рамках правовой недели были организованы родительские собрания с обсуждением актуальных психологических и социальных проблем.

Тема групповой дискуссии: «Жестокое обращение с детьми».

На 1 этапе работы (определение цели и темы дискуссии, ввод в ситуацию, постановка вопроса обсуждения) озвучивалась тема и зачитывалась статья о жестоком обращении с детьми. Осуществлялась постановка вопроса: «Актуальна ли данная тема, и какие последствия для детей имеет такое обращение? Какие действия мы можем отнести к жестокому обращению и почему?» (вопросы желательно написать на доске).

На 2 этапе работы (сбор информации) родители озвучивали свои мнения и называли конкретные примеры жестокого обращения, которые корректировались ведущим и записывались на доске. Примеры жестокого обращения, которые назвали родители: игнорирование нужд ребенка, низкая вовлеченность в его жизнь, эмоциональная незаинтересованность и т.д.

3 этап (сбор альтернатив). Родителям предлагалось, обращаясь к своему жизненному опыту и знаниям, заменить приведенные примеры жестокого обращения с детьми на приемлемое положительное отношение, которое тоже записывалось на доске. Примеры приемлемого поведения, которые назвали родители: чаще обнимать, организовывать диалог с ребенком, ругать аргументировано, «говорить, что люблю» и т.д.

4 этап (подведение итогов). Подводятся итоги дискуссии. Делается акцент на предложенных альтернативах. Родителей благодарят за работу.

С учащимися можно использовать данный метод по похожей тематике «Жестокость молодежи». На основе полученной информации составляется памятка родителям и учащимся.

Таким образом, активное обсуждение и осмысление проблемы, поиск альтернатив дает возможность перенести полученные знания во внутреннюю позицию личности. Работа с семьей с помощью метода групповой дискуссии может воздействовать на разные аспекты жизни семьи, тем самым формировать у них положительное поведение, взаимодействие друг с другом, что в свою очередь будет создавать психологически комфортную атмосферу в семье и тем самым способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья ребенка.


^ Работа с семьей на основе диагностики привязанности ребенка к матери и особенностей детско-родительского взаимодействия


Гусарова А.А., педагог-психолог ЦДиК «Теплый Стан»


Психологическое изучение условий, способствующих благоприятному или осложненному развитию эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста, представляет собой важную научную задачу.

В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Я остановлюсь подробно на социально-психологическом факторе.

К социально-психологическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Для эмоционального благополучия ребенка младшего школьного возраста остается чрезвычайно важным, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Именно семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, благополучием, ее счастьем.

Одним из условий психологического благополучия ребенка является надежная эмоциональная привязанность ребенка к матери. Вследствие того, что дети с ненадежным типом привязанности попадают в группу риска по многим психологическим и социально-поведенческим параметрам, есть необходимость понимания феномена ненадежной привязанности у детей младшего школьного возраста.

Следует подробнее рассмотреть описание типов привязанности ребенка к матери, выявленных в классическом эксперименте М. Эйнсоврт «Ситуация с незнакомым взрослым»:

^ Надежная привязанность (В) предполагает полное удовлетворение потребности ребенка в безопасности, для нее характерна высокая степень позитивного эмоционального восприятия, реакция на разлуку резку отрицательная при сепарации, притом. Что воссоединение окрашено яркими положительными эмоциями.

^ Тревожно – амбивалентная привязанность (С). Ребенок тревожен из-за неуверенности в получении поддержки со стороны взрослого. Тревожность выступает основной характеристикой связи, поведенческих стратегий поиска контакта и близости со взрослым. Реакция на сепарацию резко негативная, на воссоединение – амбивалентное реагирование (радостью и гневом).

^ Тревожно – избегающий тип привязанности (А). Главная характеристика – тревожность. Ребенок предпочитает стратегию избегания взрослого, так как он заранее настроен на отвержение со стороны последнего. При воссоединении с взрослым ребенок демонстрирует избегание или отвержение.

Дальнейшие исследования позволили выделить еще один тип привязанности — дезорганизованный (D), при котором дети по­казывали аномальные, противоречивые реакции (застывали в одной позе, убегали или проявляли страх матери) (Матушевская, 2005).

Несомненно, что на качество привязанности большое влияние оказывает поведение матери по отношению к ребенку. Вклад матери в характер привязанности связан как с ее личностными особенностями и свойствами ее характера, так и с историей межличностных отношений в ее семье, с длительным процессом усвоения ценностей и практического опыта в ее культуре.

Итак, для своевременного оказания помощи ребенку, психологическое здоровье которого может пострадать из-за неблагоприятной обстановки внутри семьи, необходимо вовремя выявить проблему. Для этого психологу нужен адекватный инструмент обследования сферы взаимоотношений ребенка с матерью или другим близким взрослым.

При изучении типов привязанности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, психологи сталкиваются с проблемой весьма ограниченного круга методик, пригодных для исследования данного аспекта личностного развития ребенка. Сложность создания такого рода методик заключается в том, что методы прямых вопросов детям об определенном опыте в жизни их семей часто неэффективны в силу ограниченности их речевых возможностей, а также возрастной недоступности обобщений, интегрирующих их эмоциональные переживания (Выготский, 1984; Sheller S., 2007).

В сложившейся ситуации очевидна целесообразность расширения арсенала диагностических средств, направленных на оценку привязанности, за счет новой проективной рисуночной методики «Рисунок гнезда».

В рамках дипломной работы совместно с научным руководителем, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Г. В. Бурменской была разработана проективная рисуночная методика «Рисунок гнезда» на основе известного ранее рисуночного задания «Рисунок гнезда» (Sheller S., 2007). Методика была валидизирована с помощью методики «Рисуночный рассказ» Каплан (Бурменская Г. В., 2005) и пробы на совместную деятельность «Рисуночный диалог» (Абрамян Л.А, 1993) и может служить эффективным средством диагностики особенностей привязанности ребенка к близкому взрослому. С помощью трех выбранных методик было установлено, что только 13% из сорока обследованных детей имеют надежный тип привязанности к матери (Гусарова А. А., 2010).

В процессе исследования, в котором приняли участие 40 детей (23 школьника, 17 дошкольников), 38 матерей, 2 отца и две бабушки, были выявлены некоторые особенности взаимодействия ребенка с близким взрослым. В контексте данной статьи хочу обратить внимание на то, что на поведение родителей в процессе взаимодействия влияет статус ребенка: ребенок школьник или дошкольник. Как видно из рисунка № 1, родители школьников в целом предоставляют детям больше возможностей для проявления активности, действуют менее авторитарно, чем родители дошкольников, при этом родители школьников эмоционально более отстранены от ребенка. То есть, общение приобретает характер делового. Такое изменение поведения родителя при переходе ребенка к школьному обучению может негативно сказаться на психологическом здоровье ученика, так как эмоциональная близость с родителем у ребенка младшего школьного возраста является одной из важнейших составляющих гармоничных отношений с родителем, а, значит, и психологического благополучия в целом.





Рис. № 1


В ходе исследования были обнаружены яркие качественные различия особенностей взаимодействия ребенка с близким взрослым с разными типами привязанности.

  1. Для детей с надежным типом привязанности в ходе совместной деятельности характерны такие особенности взаимодействия как стремление к сотрудничеству, инициатива со стороны ребенка, высокий уровень включенности в деятельность как ребенка, так и взрослого, эффективность работы в таких диадах выше, чем в диадах, где дети имеют ненадежную привязанность. Для детей характерен самый высокий показатель положительного эмоционального фона, самые низкие показатели по отстраненности, как ребенка, так и родителя.

  2. Дети с избегающим типом привязанности демонстрируют отстраненность при выполнении совместного задания, в диадах наблюдается низкий уровень стремлений к сотрудничеству, эффективность работы в диадах заметно ниже, чем в остальных диадах. Родители в таких диадах чаще, чем других диадах используют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком. Довольно высокие показатели отстраненности ребенка и взрослого, причем ребенок менее включен в совместную деятельность, чем взрослый.

  3. Дети с амбивалентной привязанностью демонстрируют при совместном выполнении задания высокую инициативность, а родители, напротив, пассивны в ходе выполнения совместного задания. При этом совместная работа приносит довольно много положительных эмоций. Эффективность выполнения задания в данной группе на невысоком уровне. Родители эмоционально менее включены в деятельность, чем дети.


Таким образом, видна необходимость коррекции взаимоотношений детей с близким взрослым для нормализации психологического состояния ребенка.

Совместно с педагогом-психологом гимназии № 1532, Т. Б. Камионсокй была разработана программа коррекции детско-родительских отношений посредством совместной деятельности ребенка с родителем. Для реализации программы нами были отобраны следующие методики: «Рисунок гнезда», «Рисуночный диалог» Л. А. Абрамян, «Архитектор-строитель» в модификации А.Г. Лидерса, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера. Выбранные методики позволяют моделировать взаимоотношения между родителем и ребенком непосредственно в условиях консультации. Наглядная иллюстрация стиля взаимодействия с ребенком, на наш взгляд, поможет родителям более ответственно подходить к выбираемому стилю общения с ребенком в повседневной жизни.

Разрабатывая программу коррекции, мы ставили перед собой следующие задачи:

  1. Выявление особенностей стиля родительского воспитания.

  2. Выявление типа эмоциональной привязанности ребенка.

  3. Выявление особенностей взаимодействия в реальной совместной деятельности.

  4. Развитие навыков взаимодействия в диаде «родитель – ребенок» на примере методики «Архитектор-строитель» в модификации А.Г. Лидерса.

  5. Составление памяток для родителей с описанием особенностей поведения родителей и их влияния на формирование типа привязанности у ребенка, психологических особенностей детей с разными типами привязанности.


Программа коррекции включает в себя последовательные этапы:

  1. Информация родителей и ребенка о цели встречи.

  2. «Рисунок гнезда» выполняется ребенком. Родитель (мать, отец) заполняет опросник АСВ (Э. Г. Эйдемиллер).

  3. Выполнение ребенком заданий на время заполнения родителем опросника АСВ (например, на пространственную ориентацию, внимание).

  4. Совместный рисунок на свободную тему (методика «Рисуночный диалог» Абрамян)

  5. Беседа с матерью (отцом) о результатах диагностики.

  6. Методика «Архитектор – строитель» для мамы (отца) и для ребенка.

  7. Рекомендации родителям по оптимизации отношений с ребенком (памятка и ее комментирование)


В работе по коррекции детско-родительских отношений с помощью совместной деятельности приняли участие 4 семьи.

У троих из четырех детей был выявлен амбивалентный тип привязанности (тип С) к матери, у одного ребенка тип привязанности смешанный, совмещающий признаки амбивалентного и надежного типов привязанности (тип В-С).

У родителей, проходивших консультацию вместе с детьми, с помощью методики АСВ были выявлены следующие особенности педагогической позиции: минимальное количество требований – запретов, отсутствие требований – обязанностей, внутренняя неуверенность родителя в выбранной стратегии воспитания.

Родителям были прокомментированы результаты методики АСВ, результаты методики «Рисунок гнезда» и совместные работы с детьми по методике «Рисуночный диалог». После этого диадам предлагалось выполнить задание «Архитектор-строитель» в модификации А. Г. Лидерса с учетом услышанных комментариев психолога. В заключении встречи родителям были даны и прокомментированы памятки о разных стилях взаимодействия с ребенком и о влиянии стиля взаимоотношений на психологического состояние ребенка. После проведенной серии консультаций мы получили следующие результаты: двое родителей из четырех прислушавшись к советам психолога, попытались изменить линию своего поведения при выполнении второго задания на совместную деятельность.

Важным моментом коррекционной работы является, на мой взгляд, обсуждение с родителями памяток по оптимизации взаимоотношений с ребенком.

Очень важно, что информация дана наглядно, в виде схем. Родителям была даны памятки согласно полученному типу привязанности у ребенка. На схеме четко видно, как соотносится определенный тип поведения родителя с психологическими особенностями ребенка, его поведенческими проявлениями, а также описаны возможные проблемы, подстерегающие ребенка с определенным типом привязанности и родителя, практикующего тот или иной стиль взаимодействия с ребенком. Кроме памятки, описывающей проблемный тип взаимоотношений, родителям была дана памятка, описывающая особенности воспитания ребенка, приводящие к формированию надежного типа привязанности и гармонизации взаимоотношений между близким взрослым и ребенком.

Процесс осознания линии поведения, выбранной родителем, играет важную роль в изменении им своего поведения по отношению к ребенку. Зачастую важным шагом на пути решения проблемы является именно актуализация проблемы. Все родители, принявшие участие в коррекционной программе на сегодняшний день, отметили наличие в своем поведении особенностей, мешающих развитию гармоничных отношений с ребенком. Конкретизация нежелательных поведенческих проявлений поможет родителям принимать меры против отдельно выделенных проблем, а не против абстрактного «неправильного» поведения.

Итак, одним из факторов, оказывающих влияние на психологическое здоровье младшего школьника, являются гармоничные взаимоотношения ребенка с близким взрослым, чувство защищенности в семье, ощущение поддержки со стороны значимых взрослых, ощущение себя любимым, несмотря на возможные школьные трудности.

Основой взаимоотношений ребенка с близким взрослым является тип привязанности, приобретенный в результате взаимодействия матери и ребенка в течение первых трех лет жизни ребенка. Для своевременного оказания поддержки детям с неблагоприятными взаимоотношениями в семье, необходимо наличие диагностического аппарата, пригодного для работы именно с детьми младшего школьного возраста. Необходимо помнить, что детям данной возрастной категории нецелесообразно и неэффективно предлагать методики, используемые для работы с детьми более старшего возраста и подростками, такие как всевозможные опросники, анкеты, беседа на тему отношения к ребенку в семье. Для эффективной и своевременной диагностики типа привязанности была разработана рисуночная проективная методика «Рисунок гнезда».

На основе проведенного исследования была выявлена необходимость коррекции поведения матерей для нормализации отношений с ребенком – школьником. Разработка коррекционной программы дала возможность увидеть, что сочетание разных форм работы с семьей, таких, как беседа с матерью, использование проективных методик в работе с ребенком, реальная совместная деятельность близкого взрослого с ребенком, то есть, включение близкого взрослого в работу по улучшению психологического самочувствия ребенка, позволяет более эффективно помочь ребенку, нежели работа психолога только с ребенком, без включения в коррекционную работу значимых взрослых.

Безусловно, нельзя делать выводы об эффективности программы коррекции на основании работы с четырьмя семьями. Однако у меня не вызывает сомнений, что именно комплексный подход к коррекции неблагоприятного психологического фона в семье, включающий разные методы работы с семьей, а не только с ребенком, может стать эффективным инструментом, помогающим практическому психологу в работе с трудными семьями.


Список литературы

  1. Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993.

  2. Боулби Дж. Привязанность, Гардарики, М., 2003

  3. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста// «Психологическая диагностика» 2005, №4

  4. Войнов В.Б., Сысоева А.Ф., Варвулева И.Ю. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов // Физиология развития человека. Материалы международной конференции. - М., 2000.-140 с.

  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений, т. 3. М., Педагогика, 1983.

  6. Гусарова А. А. Диагностика привязанности дошкольников и младших школьников

к матери на основе проективных методик и особенностей детско-родительского взаимодействия / Дипломная работа, научный руководитель Г. В. Бурменская, 2010

  1. Матушевская Н. В. Теория привязанности: история и современное состояние исследований// Пренатальная психология и психология родительства, 2005, № 2.

  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. - М.: Российское педагогическое агенство.1996,-374 с.

  3. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.// Психологическая наука и образование, 1998, №2

  4. Sheller S. Understanding Insecure Attachment: A Study Using Children’s Bird Nest Imagery //Journal of the American Art Therapy Association, 2007.



4557007795667457.html
4557131347833231.html
4557255741812990.html
4557381701424366.html
4557410467785559.html